Граждане "серого сектора" обязаны оплачивать социальную инфраструктуру, считают чиновники. Среди них ведется активное обсуждение того, как именно неработающие или занятые в "серой зоне" россияне должны заплатить.
Всё понятно
20 000 рублей ежегодно - таков предположительный размер взноса с них - считает Максим Топилин, занимающий пост министра труда и социальной защиты: «Это нормально, маловато даже» (здесь и далее цитаты чиновников по «Интерфаксу»).
Официально работающий гражданин считается тогда, когда он платит подоходный налог, разъяснил указанную сумму Топилин: "За год, если считать налог с МРОТ, размер взносов составит 11 700 руб.; взносы за занятых в сером секторе в Фонд обязательного медицинского страхования платит региональный бюджет, 8000–9000 руб." Отсюда и вытекает сумма 20 000 руб.
НЕ "налог за тунеядство"
«Речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован [безработным] и в то же время пользуется социалкой», – заявил Дмитрий Медведев. При этом председатель правительства призвал не считать и не называть этот платеж «налогом на тунеядство». По Конституции человек может не работать, напомнил премьер: «У нас нет ответственности, как в советские времена, в том числе уголовной, за тунеядство».
Министр также успокоил, что данный сбор коснется только трудоспособных граждан. При этом законопроект на сегодня не существует, также и нет сроков его появления, сообщил Медведев.
Однако законопроект не только существует, но и обсуждается между ведомствами, сообщает чиновник финансово-экономического блока. Идея обсуждалась на совещании у социального вице-премьера Ольги Голодец.
Чего реально нет, так это параметров платежа, а также четкого понимания, кто именно должен его платить, сообщает чиновник финансово-экономического ведомства: самая многочисленная категория плательщиков – те, кто занят в неформальном секторе.
Кто виноват и кто заплатит
Пенсионный фонд хранит свыше 140 млн записей, дающих информацию о том, кто не платит взносы, и возможность как-то их выявлять, предполагает чиновник. Также по его мнению сбор с занятых в сером секторе не должен быть выше взносов с индивидуальных предпринимателей. Отдельного внимания достоин вопрос об администрировании этого сбора, ведет рассуждение чиновник.
Представитель вице-премьера Ольги Голодец никак не прокомментировал вопрос о совещании на тему социального платежа неработающих.
Взносы индивидуальных предпринимателей в 2016 г. во внебюджетные фонды при годовом доходе, не превышающем 300 000 руб. (в том числе при отсутствии деятельности или прибыли), составят 23 153 руб.: 19 356 руб. – в ПФР и 3797 руб. – в ФОМС. Сверх дохода в 300 000 платится еще 1% в ПФР.
Росстат гласит
По данным Росстата, число «невидимок- работников» составит 16,2 млн человек, что равно почти 23% всех занятых в экономике: они относятся к занятым, но не числятся работниками ни крупных и средних, ни малых и микропредприятий (в том числе индивидуальных предпринимателей и их наемных работников).
Неформальная занятость в стране постепенно возрастала последние 15 лет – при сокращении рабочих мест в белом секторе экономики. За 2006–2015 гг. число всех занятых в экономике увеличилось более чем на 3 млн человек, или на 5% (до 72,3 млн): примерно на две трети этот рост обусловило повышение экономической активности населения и на одну треть – сокращение безработицы. За тот же период занятость на крупных и средних предприятиях уменьшилась на 5,4 млн человек, или на 13,5% (до 34,7 млн). Неформальный сектор предоставил рабочие места почти 9ти миллионам человек (рост на 31%), абсорбировав как рост занятости, так и снижение безработицы: и тех, кто вышел на рынок труда в поисках работы, и тех, кто выбыл из формального сектора из-за сокращения там рабочих мест.
По данным соцопроса РАНХиГС, от мая 2016 г., в "тени" на постоянной основе были заняты 20 млн человек, или 28,8% всех занятых: столько работали неофициально либо получали зарплату «в конверте» ежемесячно. Две трети из них – самозанятые.
Как сообщает РАНХиГС, потребители товаров и услуг теневой экономики составили более половины населения: 51,3% россиян в 2016 г. оплачивали товары или услуги неофициально. Это относится к ремонту квартир, машин, пошиву одежды, а также медуслугам. «Средний чек» неофициальной покупки составил около шести тысяч рублей, годовые теневые расходы – четыре трлн руб. Однако в 2013 г. к услугам данного сектора прибегали чаще- это 56% российских граждан, и в среднем за каждую услугу платили больше – 7400 руб.: так доходы занятых в данном секторе сократились сильнее.
Как гласит Росстат, доля серых зарплат, в том числе смешанные доходы (когда статистика не может определить, чьи они – физ. или юр.лиц), в 2014 г. составила 10,2 трлн руб., это 27,4% всех трудовых доходов населения. С 2007 г. эта доля уменьшилась почти на 1,5 п. п.
Белорусский опыт
Наши власти изучили белорусский опыт сбора с трудоспособных людей, не платящих страховые взносы, говорилось замминистра труда Андреем Пудовым. Страна-"образец" ввела этот сбор в 2015 г. Более миллиона белорусов работают за пределами страны, оставаясь ее гражданами (т. е. сохраняя право на государственные мед.услуги), сообщала минская интернет-газета Naviny.by. А это более 20% трудоспособного населения.
В советском союзе к тунеядцам относили тех, кто не работает 4ре месяца в году, современным белорусам для получения такого статуса нужно бездействовать полгода. Белорусскому «тунеядцу» необходимо заплатить в бюджет приблизительно 220 долларов. Добровольно сообщивших о своем тунеядстве в налоговую инспекцию ждет скидка 10%. А вот для уклонистов предусмотрены штрафы или же общественные работы.
По мнению директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой объективно оценить белорусский опыт можно будет по прошествии нескольких лет.
Белорусский вариант такого взноса очень легко администрируется, рассуждает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров: там должны платить все трудоспособные граждане, кто платит налоги меньше определенного минимума. Исключения – пенсионеры, инвалиды, дети. Но у этой системы есть два риска, продолжает он: во-первых, она сильно бьет по совсем бедным людям, во-вторых, организация общественных работ для уклонистом лишь приведет к административным усилиям и финансовым затратам опять же со стороны государства. Альтернативой может стать пример Бельгии, а именно введение отдельной системы обязательного медицинского страхования (ОМС) для самозанятых, сообщил Назаров.
Абсурд, не иначе
Государственная ОМС – это абсурд: социальное страхование неразрывно связано с работой и заработком, и непонятно почему за неработающих граждан страховку платят регионы, высказался федеральный чиновник. В ОМС должны страховаться все работающие и их иждивенцы, подобный принцип уже имеется в пенсионном страховании – выплачиваются пенсии в том числе по потере кормильца.
Неработающие граждане трудоспособного возраста, не состоящие на чьем-либо иждивении и не числящиеся безработными, обязаны платить за себя в ОМС сами, либо же покупать платные мед.услуги в системе ДМС, рассудил он. Государство вправе освободить от такой платы отдельные категории населения, к примеру, студентов и матерей-одиночек. Сбор приведет к существенному снижению нагрузки на региональные бюджеты, ведь они платят сейчас за неработающих, поддержал позицию чиновник Минфина.
Польза сомнительна, вред очевиден
Инициатива Минтруда ввести платеж для официально неработающих граждан – тревожный сигнал, полагает Елена Долгих из Центра стратегических разработок. Чтобы определить, кто должен платить, нужна сложная и дорогостоящая для государства процедура проверки реальной занятости гражданина, говорит эксперт. Этот сбор приведет к высоким управленческим и социальным издержкам как официально занятого населения, доступ которого к социальным услугам усложнится, так и неформально занятого населения, для которого участие в «гаражной экономике» зачастую не блажь, а вопрос выживания в условиях сохраняющихся экономических сложностей и неполной занятости, предполагает Долгих.
Принимать подобные решения нужно при наличии тенденции к росту доходов, убеждена Малева: «Мы находимся в противоположном тренде». Такая мера справедлива, но неуместна сейчас. За неработающих платят другие граждане, но «не государство открывает закрома», разъясняет эксперт: «Она вызовет социальное недовольство и напряжение». А еще она может привести к появлению полулегального альтернативного рынка социальных услуг, в том числе медицинских, заключает Долгих: «И тогда в тень уйдет не только экономика, но и социалка».