Режим работы коллегии:
Будние дни: 09:00-18:00
Суббота, воскресение - выходной
+7 (512) 66-72-30(многоканальный)
+7 (917) 000-31-31
Заказать звонок
г. Астрахань, ул. Адмиралтейская 15,
4 этаж
Компенсация за незаконное задержание
13.01.2021
Компенсация за незаконное задержание        12 января 2021 года  в базе нижней палаты парламента опубликован законопроект, предполагающий компенсацию за незаконное административное задержание на 48 часов.
       Автором документа является  депутат от «Единой России» Натальи Костенко. В пояснительной записке к законопроекту депутатом указано, что  даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, право на которые охраняется положениями Конституции Российской Федерации (статья 22). Этому корреспондирует и статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская конвенция). Конституционный Суд Российской Федерации указал, что понятие «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле имеет автономное значение, которое заключается в том, что вводимые в отраслевом законодательстве меры, влекущие за собой лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности в контексте статьи 22 Конституции Российской Федерации и статьи 5 Европейской конвенции, составляющих нормативную основу регулирования ареста, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей в качестве мер допустимого лишения свободы. При этом задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы.
      Автором законопроекта указано, что помимо административного задержания, данная проблема имеет место на практике в отношении таких связанных с ограничением свободы мер, как незаконное задержание в качестве подозреваемого, а также незаконное помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. 
      Вместе с тем на практике суды не всегда учитывают позицию Конституционного Суда Российской Федерации о праве требовать возмещение вреда вследствие незаконного административного задержания. Суды отказывают в удовлетворении соответствующих исков, ссылаясь на отсутствие в законе прямого указания на данное право (см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 6 ноября 2018 г. по делу № 33- 8263/2018; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2019 г. № 56-КГ19 и т.д.).
      Полагаем, что вышеизложенная законодательная инициатива является очень важной, направлена на обеспечение прав граждан от незаконного посягательства на их свободу , а установление компенсации за незаконное задержание может стать дополнительным сдерживающим фактором для правоохранительных органов при решении вопроса о задержании, когда основания для этого фактически отсутствуют. 


Назад