Режим работы коллегии:
Будние дни: 09:00-18:00
Суббота, воскресение - выходной
+7 (512) 66-72-30(многоканальный)
+7 (917) 000-31-31
Заказать звонок
г. Астрахань, ул. Адмиралтейская 15,
4 этаж
Кадастровая ошибка и ошибка судов
21.04.2017
Кадастровая ошибка и ошибка судов    Допущенные нижестоящими судебными инстанциями нарушения норм права лишили собственника земельного участка права собственности из-за кадастровой ошибки, которые в последующем были устранены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации путем вынесения Определения от 21 марта 2017 года по делу №55-КГ17-1.
   Обстоятельства дела складывались таким образом, что у двух граждан располагались по соседству земельные участки.
При постановке участков на кадастровый учет, было установлено, что границы участка одного собственника заходят на участок другого собственника. В связи с чем и возник судебный спор.
   Так, в суде было установлено, что собственник одного участка получил его в собственность для ведения крестьянско-фермерского хозяйства из земель запаса. Собственник соседнего участка получил его в собственность на основе двух договоров дарения. Каждый из дарителей, прежде чем сделать подарок, образовал один земельный участок и выделил его в натуре в счёт земельной доли на праве общей долевой собственности.
   Однако, собственник первого участка настаивал в суде, что земельный участок соседа образован незаконно, поэтому в суде требовал признать право собственности соседа на участок отсутствующим, а сведения Государственного кадастра недвижимости о местоположении границ соседнего участка – кадастровой ошибкой.
   Бейским районным судом Республики Хакасия заявленные исковые требования были удовлетворены. Верховный суд Республики Хакасия оставил это решение без изменения. Обе инстанции пришли к выводу, что при постановке земельных участков на кадастровый учёт произошла кадастровая ошибка, и участки собственника, полученные в дар, наложились на участок соседа. Кроме того, и межевой план земельных участков был выполнен с нарушениями. В связи с этим право собственности подаренных земельных участков было признано отсутствующим. При этом суды исходили из того, что наличие кадастровой ошибки в сведениях о границах земельных участков является основанием для прекращения права собственности на них.
   Верховный Суд Российской Федерации с указанным выводом не согласился и указал, что такое основание для прекращения права собственности на земельный участок, как наличие кадастровой ошибки в сведениях о его границах, законом не предусмотрено. Кадастровая ошибка должна быть исправлена, но право собственности при этом надлежит сохранить.
   Также Верховный суд обратил внимание, что при разрешении спора суд первой инстанции не указал способ исправления кадастровой ошибки, а суд апелляционной инстанции его не поправил. После того как суд установил, что межевой план земельных участков выполнен с нарушениями закона, он должен был решить вопрос об ответственности кадастрового инженера, который формировал и ставил на кадастровый учет земельные участки, полученные в дар. Этого тоже сделано не было.
Договоры дарения, по которым собственник получил участки, не оспорены и не признаны недействительными. В связи с чем, право на указанные в договорах участки не может быть отсутствующим.
   В связи с изложенным, Верховный суд Российской Федерации отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию.
Указанным делом Верховный суд Российской Федерации еще раз отметил, насколько важную роль в гражданском праве играет институт права собственности. Лишение законных прав на недвижимость должно применяться лишь в исключительных случаях. Более того, Верховный Суд указал, что нижестоящие судебные инстанции не указали способ исправления кадастровой ошибки, что противоречит одной из задач гражданского судопроизводства – разрешению гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.


Назад